> Познавательные > По дороге в Новгород. Крестецкая строчка - ажурная сказка!

По дороге в Новгород. Крестецкая строчка - ажурная сказка!


22 апреля 2016. Разместил: Cooper
 

Поселок Крестцы раскинулся на левом берегу реки Холовы. Редкий турист, едущий по дороге Москва — Санкт-Петербург, минует его: молва о Крестцах разнеслась далеко. Поэты и композиторы посвящают ему стихи и песни, прозаики— рассказы и повести.
  Впервые это поселение под названием Хрестецкий погост упоминается в писцовой книге Деревской пятины конца XV века. Нарекли его так, вероятно, из-за пересечения в этом месте дороги на Москву с трактом на Боровичи.
  Хрестецкий погост неоднократно подвергался разорению. Вначале царь Иван Грозный, выступивший против своевольных новгородцев, заподозренных в измене, а позже польско-шведские интервенты до основания разрушили его. Но оживленная магистраль, по которой днем и ночью сновали курьерские кибитки, купеческие обозы, способствовала возрождению поселения.
В XVIII веке оно именовалось уже Крестецким ямом, видимо, потому, что основными жителями его были ямщики, занимавшиеся извозом.
  24 августа 1776 года по указу Екатерины II Крестецкий ям стал уездным городом. К тому времени здесь проживало 2 тысячи человек. Среди них было 307 купцов, 221 мещанин и 4 дворянина.
  Город начали застраивать по регулярному плану. Двадцать семь его улиц пересекались под прямыми углами.
Украшали город восемь каменных зданий, из которых пять принадлежали купцам. Дома остальных жителей были «выстроены деревянные, лучшим строением, по новому манеру и частично на каменном фундаменте».
  На Присутственной улице находились различные учреждения, на Дворцовой — императорский Путевой дворец, на Московской улице и Соборной площади располагались «обывательские торговые лавки деревянные» и «каменные дома казенные», а также почтовая контора и казначейство.
  К концу 1865 года в Ямской слободе по проекту архитектора Сверчкова возвели церковь Троицы. В основу была положена традиционная композиция древнерусского четырехстолпного храма с тремя алтарными выступами — апсидами. Здание увенчано пятью куполами луковичной формы. С запада к главному корпусу церкви пристроена колокольня. К ней с двух сторон примыкают приделы, сооруженные позднее в псевдорусском стиле построек XVII века.
Широкоизвестное предприятие поселка — фабрика «Крестецкая строчка». Каждое ее изделие — произведение народного прикладного искусства.
Крестецкая строчка - одно из ярких явлений в народном искусстве.
Название вышивки происходит от названия города, где в 19 - начале 20 в. сложилась своя своеобразная техника ее выполнения, сочетавшая традиции народной перевити с техникой игольного кружева - гипюра. Для крестецкой вышивки характерны четкость линий, геометрические рисунки в виде снежинок, звезд, кристаллов и т. п., при помощи которых в узорах воссоздается белизна снега, прозрачность зимнего леса. Поэтому чаще всего эту вышивку выполняют белыми нитками на белом или кремовом фоне.
Русская природа, русский крестьянский быт: скатерть на сосновом столе, потрескивание дров в огромной печи и вьюжный ветер, бросающий в окна колючий снег, накатанная санная дорога среди спящих полей - без всего этого не родилась бы крестецкая вышивка. Недаром говорят в народе: «Красота в природе рождается и руками сотворяется». 
Родиной строчки считается село Старое Рахино Крестецкого района, где с 60-х годов ХIХ века крестьянки стали наносить особой вышивкой красивые узоры на домотканое льняное полотно. Строчевые изделия - скатерти, полотенца, занавески - приобретали за бесценок скупщики, продавая их потом в столице и больших городах. Так распространялась слава крестецких мастериц.
В начале XX века на промысел обратило внимание новгородское земство, и по его инициативе местные мастерицы освоили различные техники вышивки, распространенные в других центрах России. Их названия звучат, как поэма: "вологодское стекло", "рассыпной гипюр", "мыльный пузырь", "снеточные мотивы", "норвежский паук". Вышивка производится по сетке, подготовленной путем выдергивания продольных и поперечных нитей из льняной ткани или путем вырезания отверстий нужной формы. Узоры прозрачны и ажурны, как снежинки, из-за чего их часто принимают за кружево.
В начале 1929 года в пос. Крестцы было создано снабженческо-сбытовое кооперативное товарищество «Художественная строчка». Проявлялась большая забота о подготовке мастеров. На специальных курсах готовили сельских инструкторов, которые затем направлялись в деревни обучать людей строчевому делу.
В начале 30-х годов кустарки-строчильщицы работали на дому. В избах- теснота, малые дети. Керосина и ламповых стёкол не хватало- их негде было купить. Выходило немало бракованных вещей, и план выполнялся с большим трудом. В деревнях и сёлах среди населения была развёрнута разъяснительная работа. В крестьянских домах подбирали помещения, устанавливали в них пялы и мастерицы получали возможность трудиться в хороших условиях. Заведовали такими мастерскими лучшие строчильщицы. Они отвечали за качество вышивок, заботились о своевременном получении полотна для работы, отправке готовых изделий.
В селе Старое Рахино строчевым промыслом занимались почти все женщины.
Кроме этого, в одной из строчевых мастерских села, были объединены и мужчины, в совершенстве владевшие искусством строчки.
Все узоры по-прежнему строчили вручную на дому или в небольших мастерских, а части изделия сшивали уже в цехе на машинках. В предвоенные годы лучшие мастерицы принимали участие в создании тематических панно, прославлявших достижения Советской власти. 
Одно из них - «Москва-порт пяти морей» - с изображением Мавзолея, контурами Кремля в лучах пшеничных колосьев. На всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году экспонировалась скатерть «Созвездие» с узором, изображающим 11 звёзд - по числу республик, входивших тогда в состав СССР.
             Но грянула Великая Отечественная война. Фронт лавиной катился по новгородской земле. Были закрыты строчевые мастерские: мужчины ушли на фронт, женщины были заняты на окопных работах, убирали урожай, валили лес. Но уже с января 1942 года возобновили работу несколько строчевых артелей. В 1943 году изделия выпускали уже шесть артелей. Начала работать экспериментальная мастерская. Несмотря на трудности военного времени, массовая продукция выпускалась добротной, красивой. Строчили скатерти, женские платья, русские и украинские мужские рубашки, детское бельё, блузки, наволочки, накидки и многое другое.
 В Крестецком районе, где мастерство строчильщиц передавалось из поколения в поколение, дочерей уже с 7-8 лет матери приучали делать несложную вышивку, например мерёжку «колышек». Поэтому нередко девочки в 13-15 лет становились квалифицированными мастерицами. Учились тогда быстро: всего за три месяца постигали искусство строчевой вышивки и уже могли выполнять нормы.

По дороге в Новгород. Крестецкая строчка - ажурная сказка!

 

По дороге в Новгород. Крестецкая строчка - ажурная сказка!

 

По дороге в Новгород. Крестецкая строчка - ажурная сказка!

 

По дороге в Новгород. Крестецкая строчка - ажурная сказка!

 

По дороге в Новгород. Крестецкая строчка - ажурная сказка!

 

 

По дороге в Новгород. Крестецкая строчка - ажурная сказка!

 

По дороге в Новгород. Крестецкая строчка - ажурная сказка!

 

 

По дороге в Новгород. Крестецкая строчка - ажурная сказка!

 

 

 


Источник:  http://www.kresttsy.ru/strochka


Вернуться назад