Инструкция: Каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее цен-ных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа.
Этап 1 1. Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV. 2. Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их — каждый решает сам. 3. Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств — и так до самого конца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств.
Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств, приводим толкование этих качеств:
I. Межличностные отношения, общение. 1. Вежливость — соблюдение правил приличия, учтивость. 2. Заботливость — мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход. 3. Искренность — выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность. 4. Коллективизм — способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало. 5. Отзывчивость — готовность отозваться на чужие нужды. 6. Радушие — сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить. 7. Сочувствие — отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей. 8. Тактичность — чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей. 9. Терпимость — умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам. 10. Чуткость — отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей. 11. Доброжелательность — желание добра людям, готовность содействовать их благополучию. 12. Приветливость — способность выражать чувство личной приязни. 13. Обаятельность — способность очаровывать, притягивать к себе. 14. Общительность — способность легко входить в общение. 15. Обязательность — верность слову, долгу, обещанию. 16. Ответственность — необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия. 17. Откровенность — открытость, доступность для людей. 18. Справедливость — объективная оценка людей в соответствии с истиной. 19. Совместимость — умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач. 20. Требовательность — строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.
II. Поведение. 1. Активность — проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия. 2. Гордость — чувство собственного достоинства. 3. Добродушие — мягкость характера, расположение к людям. 4. Порядочность — честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки. 5. Смелость — способность принимать и осуществлять свои решения без страха. 6. Твердость — умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость. 7. Уверенность — вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений. 8. Честность — прямота, искренность в отношениях и поступках. 9. Энергичность — решительность, активность поступков и действий. 10. Энтузиазм — сильное воодушевление, душевный подъем. 11. Добросовестность — честное выполнение своих обязанностей. 12. Инициативность — стремление к новым формам деятельности. 13. Интеллигентность — высокая культура, образованность, эрудиция. 14. Настойчивость — упорство в достижении целей. 15. Решительность — непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания. 16. Принципиальность — умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события. 17. Самокритичность — стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки. 18. Самостоятельность — способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами. 19. Уравновешенность—ровный, спокойный характер, поведение. 20. Целеустремленность — наличие ясной цели, стремление ее достичь.
III. Деятельность. 1. Вдумчивость — глубокое проникновение в суть дела. 2. Деловитость — знание дела, предприимчивость, толковость. 3. Мастерство — высокое искусство в какой-либо области. 4. Понятливость — умение понять смысл, сообразительность. 5. Скорость — стремительность поступков и действий быстрота. 6. Собранность — сосредоточенность, подтянутость. 7. Точность — умение действовать, как задано, в соответствии с образцом. 8. Трудолюбие — любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения. 9. Увлеченность — умение целиком отдаваться какому-либо делу. 10. Усидчивость — усердие в том, что требует длительного времени и терпения. 11. Аккуратность — соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность. 12. Внимательность — сосредоточенность на выполняемой деятельности. 13. Дальновидность — прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее. 14. Дисциплинированность — привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом. 15. Исполнительность — старательность, хорошее исполнение заданий. 16. Любознательность — пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний. 17. Находчивость — способность быстро находить выход из затруднительных положений. 18. Последовательность — умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно. 19. Работоспособность — способность много и продуктивно работать. 20. Скрупулезность — точность до мелочей, особая тщательность.
IV. Переживания, чувства. 1. Бодрость — ощущение полноты сил, деятельности, энергии. 2. Бесстрашие — отсутствие страха, храбрость. 3. Веселость — беззаботно-радостное состояние. 4. Душевность — искреннее дружелюбие, расположенность к людям. 5. Милосердие — готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия. 6. Нежность — проявление любви, ласки. 7. Свободолюбие — любовь и стремление к свободе, независимости. 8. Сердечность — задушевность, искренность в отношениях. 9. Страстность — способность целиком отдаваться увлечению. 10. Стыдливость — способность испытывать чувство стыда. 11. Взволнованность— мера переживания, душевное беспокойство. 12. Восторженность — большой подъем чувств, восторг, восхищение. 13. Жалостливость — склонность к чувству жалости, состраданию. 14. Жизнерадостность — постоянство чувства радости, отсутствие уныния. 15. Любвеобильность — способность сильно и многих любить. 16. Оптимистичность — жизнерадостное мироощущение, вера в успех. 17. Сдержанность — способность удержать себя от проявления чувств. 18. Удовлетворенность — ощущение удовольствия от исполнения желаний. 19. Хладнокровность — способность сохранять спокойствие и выдержку. 20. Чувствительность — легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприим-чивость к воздействиям извне.
Этап II Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Обведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору качеств, затем к третьему и четвертому.
Обработка результатов теста:
Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств ( Р). Подсчитайте количество идеальных качеств, выписанных вами ( И; качества, выписанные на первом этапе), а затем вычислите их процентное отношение: С = ( Р / И ) * 100%.
Результаты сопоставьте с оценочной шкалой. Психодиагностическая шкала. Уровни самооценки:
Мужчины: Неадекватно-низкий 0-10 Низкий 11–34 Ниже среднего 35-45 Средний 46-54 Выше среднего 55-63 Высокий 64-66 Неадекватно-высокий 67
Женщины: Неадекватно-низкий 0-15 Низкий 16-37 Ниже среднего 38-46 Средний 47-56 Выше среднего 57-65 Высокий 66-68 Неадекватно-высокий 69
Вернуться назад
|